Спорт-Экспресс - page 22

СПОРТ-ЭКСПРЕСС
23
в этом плане вообще не кровожадно - нет
критериев победы. Отсутствие большого
коммерческого успеха всегда можно оправ-
дать: да, мы не собираем стадионы, но зани-
маемся тем, что нам нравится.
Но в спорте-то так не скажешь. Никого
не волнует, насколько красиво бежит или
плывет человек, если он при этом не выиг-
рывает. Значит, опять же, нужен диктат.
- После того как вашей женой стала
Амина Зарипова
(пятикратная чемпион-
ка мира по художественной гимнастике.
-
Прим. «СЭ»
)
, вы стали лучше думать
о большом спорте или хуже?
- Скорее хуже. Дело в том, что через
Амину я познакомился с большим числом
спортсменов. Многое узнавал от них. А зна-
ние «закулисья» очень редко приносит по-
ложительные эмоции.
- Как же тогда смирились с тем, что
супруга, имеятроих детей, продолжает
работать со сборной командой по худо-
жественной гимнастике?
- Во-первых, я точно знаю, что без ра-
боты Амина не чувствует себя счастливой,
а я не хочу, чтобы моя жена страдала. Во-
вторых, ничто другое не получается у нее
так хорошо, как быть тренером. Амина -
плоть от плоти этого гимнастическогомира,
прекрасно во всем разбирается, да и ре-
зультат ее спортсменок говорит сам за себя.
Другой вопрос, что, когда жена работает
с маленькими детьми, это вообще никак
не сказывается на нашей семье - все счаст-
ливы. А вот когда перед теми или иными
соревнованиями она с головой «уходит»
в чемпионский спорт, становится, безуслов-
но, тяжело. Тут появляются и нервы, и про-
блемы со здоровьем.
Но что поделаешь? Оградить эту птичку
сеткой, выше которой не взлететь? Я не смо-
гу этого сделать.
***
- Ваша супруга как-то поведала мне
душераздирающую историю о том, как
вы безуспешно пытались научить ее ка-
таться на горных лыжах. Получается,
тренер из вас все-таки никудышный?
- Я, между прочим, достаточно легко
поставил на лыжи больше десятка человек,
включая всех своих предыдущих жен и де-
тей. Просто у нормального человека суста-
вы двигаются определенным образом, и на
ногах есть мышцы. А у гимнасток-художниц
нетнитого, нидругого. Ямучился собучени-
ем Амины года четыре. Когда понял, что не
способен добиться желаемого, мы поехали
в Италию и наняли инструктора. Нашли по
каталогу самого красивого - с голливудской
улыбкой, владеющего английским языком и
абсолютно уверенного в том, что «синьору»
он поставит на лыжи в считаные часы.
Я, уже зная, что сейчас будет, отошел
в сторонку - посмотреть. Парень-инструк-
тор на секунду отвернулся, и в этот момент
у Амины разъехались ноги. То есть она
не просто сделала поперечный шпагат, а
уперлась в склон пятками лыж, сидя между
ними на снегу.
Наш итальянец, когда увидел это, стал
абсолютно серого цвета и начал куда-то
пятиться - видимо, понял, что нужно немед-
ленно сдавать лицензию - за то, что клиен-
тке два бедра сломал. Минут 15мыего тогда
в чувство приводили, объясняя, что с «синь-
орой» все нормально и никаких травм нет.
- Кстати, о травмах. Знаю, как тя-
жело переносят их спортсмены. А что
чувствует артист, лишаясь способно-
сти выходить на сцену?
- Точно такой же ужас. У меня однажды
образовался узел на голосовых связках. Я
чувствовал себя тогда человеком, у которо-
го рухнула вся жизнь: мотался по каким-то
специалистам, которые предлагали щадя-
щие методы лечения, говорили, что воз-
можно годика через полтора все рассосет-
ся... Этот кошмар продолжался до тех пор,
пока я не попал к врачу, который заглянул
мне в горло и сказал: «Э-э, батенька, надо
резать. Операция займет 15 минут и через
неделю будете петь, как пели в юности».
У меня тут же улучшилось настроение,
и я понял, что конец жизни отменяется.
- Понятие «быть в форме» вам зна-
комо?
- А как же? Приходится постоянно сле-
дить за своим физическим состоянием.
Тренированность сердца, кстати, напря-
мую связана с «длиной» дыхания. Человеку
с лишним весом и нетренированным сер-
дечком становится очень сложно петь - ды-
хание просто сбивается. В свое время я за-
давался вопросом: как же поет Паваротти?
Хотя опернымпевцам, наверное, несколько
проще - в том плане, что они поют, не дви-
гаясь.
- Мне доводилось слышать мнение,
что полнота - вообще непременное
условие для оперных певцов.
- А Елена Борисова? Она своей строй-
ностью ломает всю эту статистику. А пела
всегда прекрасно. Мне было года четыре,
когда мама повела меня смотреть «Аиду»,
где главную партию исполняла Борисова,
а Радамеса пел Зураб Соткилава. И в самом
конце спектакля я очень громко и звонко
на весь зал сказал: «За таким я бы в могилу
не полез». Опозорил маму…
***
- Сколько Олимпиад вы видели «жи-
вьем»?
- Три, включая московскую. Еще были
Пекин и Лондон.
-Почемутакмало?Васже, знаю, всег-
да радывидеть в «группе поддержки».
- Сам я, честно говоря, жалею денег на
то, чтобы увидеть все Игры, - все-таки это
очень дорогое удовольствие, особенно
если едешь не один. А чувствовать себя
обязанным, отправляясь туда за чужой счет,
я не привык. Знаю, во что обходится такая
поездка.
- НоОлимпийские игрысмотрите?
- Неотрывно! В Сочи был сильнее все-
го впечатлен победами наших лыжников
и шорт-треком, разумеется. Амина недавно
сфотографировалась в Новогорске вместе
с ВикторомАном - долгождала, когдаон там
появится. И я очень хорошо ее понимаю.
Кстати, помимо проекта платного
футбола у меня есть еще одно предложе-
ние, которое кажется мне рациональным.
На зимних Олимпиадах постоянно пред-
принимаются попытки ввести в программу
новые виды спорта, как-то разнообразить
зрелище и приблизить популярность зим-
них Игр к летним. Какие-то из этих видов
вообще напоминают уличные. Скажем,
борд-кросс. Я же предлагаю включить
в программу боулинг, дартс и бильярд. Ведь
это именно те игры, в которые большинст-
во людей играет зимой. И виды-то популяр-
нейшие. И, несомненно, являются спортом.
- В свое время вы поступали на меха-
нико-математический факультет МГУ.
Математический склад ума помогает
в профессии?
- Помогает быстро переключаться
с одного дела на другое, держать в голове
довольно много информации, просчиты-
вать какие-то вещи. И уж точно не бывает
лишним.
- Еще вы о себе как-то написали:
«Я родился достаточно давно и доволь-
но удачно». Что хотели этим сказать?
- Ну, это литературный оборот, конечно.
Хотя родился действительно удачно - в бла-
гополучной семье.
- В спорте принято считать, что
дети из неблагополучных семей гораздо
перспективнее в плане достижения ре-
зультата.
- Искусство - это все-таки другое. Как раз
изначальное благополучие позволило мне
заниматься тем, чем я хочу, а не стремиться
к результату во что бы то ни стало. Не за-
ниматься коммерческой музыкой, скажем
так. Играть в свое удовольствие и для своих
друзей.
- Но ведь уже достаточно много лет
вы работаете фактически в одном
жанре. В чем находите мотивацию для
того, чтобы удовольствие не станови-
лось рутиной?
-Мыпостоянно пытаемся что-томенять,
находить новые векторы развития. Именно
так возниклинашиспектакли. Сейчас, после
того как «Несчастный случай» отметил свое
тридцатилетие, мы снова стоим на пороге
принятия решения - куда двигаться дальше.
Просто тупо плыть в одном направлении
очень тяжело. Особенно когда понимаешь,
что после каких-то больших концертов, со-
бирающих тысячи человек, тебе предстоит
выходить на сцену в каком-нибудь доме
культуры и играть для нескольких десятков
зрителей.
Думаю, что мы найдем новый интерес.
Чем круче меняется направление движе-
ния, тем легче переносится процесс.
***
- Вы представляете себя без рабо-
ты?
- С трудом. Хотя, если бы не необходи-
мость обеспечивать семью и многочислен-
ных детей, я бы работал гораздо меньше,
пил бы вкусные вина и смотрел кино. С дру-
гой стороны, точно знаю, что это продолжа-
лось бы недолго.
- Необходимость заниматься «хал-
турой» - работой, не приносящей удо-
вольствия, но приносящей деньги, вас
напрягает?
- «Халтура» тоже бывает разной. Да-
вайте рассмотрим самый противный ее
вариант - корпоратив в узком кругу. Допу-
стим, тому, кто его заказал, очень нравит-
ся группа «Несчастный случай». Но всем
остальным гостям, которых может быть от
полусотни до тысячи человек, мы абсолют-
но безразличны. Вплоть до того, что кто-то
вообще не понимает, кто все эти парни
ичтоониделаютнасцене.Творческиезадачи
в такой обстановке, естественно, не ре-
шаются. А вот профессиональные - даже
очень. Ты же не хочешь уйти оплеванным?
Значит, приходится бороться за внимание
публики, которую, грубо говоря, ты должен
суметь оторвать от куска осетрины и пере-
манить на свою сторону.
Подобные мероприятия в каком-то
смысле возвращают в юность, когда ты на-
писал свои первые десять песен и во что
бы то ни стало пытаешься «продать» себя
публике. А публика вообще-то пришла слу-
шать Бориса Гребенщикова, у которого ты
выступаешь «на разогреве».
Так что такая работа чрезвычайно
полезна. Очень сильно дисциплинирует
в профессиональном плане.
Еще есть «халтура» писательская.
За свою жизнь я написал несколько десят-
ков гимнов всевозможных компаний, ох-
ранных предприятий, магазинов. Это ведь
тоже тренировка. Когда тебе, к примеру,
дают список из 14 номинаций, одна из ко-
торых звучит так: «Лучший сотрудник в об-
ласти сопровождения бизнеса». И нужно
эту фразу, не искажая ее, вставить в песню...
Неделю, помню, мучился. Но сделал.
- Какой-то особо запомнившийся ре-
кламныйтексту вас есть?
- Много лет назад был случай, когда
меня вызвалина экстренное совещаниемо-
сковскогоотделения одногоиз крупнейших
рекламных агентств в мире. И менеджер
сказал, что нужно срочно придумать слоган
под нового «клиента» - видеокассеты Funai.
Я в ту же секунду сказал: «Кассеты «Фунай»:
засунул - и вынай!» Не прошло...
- Знаю, что вы дружите с Олегом
Знарком. Ана хоккее бываете?
- Гораздо чаще мы всей семьей смотрим
хоккей в компании нашего соседа Андрея
Киселева: у него дома целый кинотеатр. Пе-
ред каждым матчем московского «Динамо»
он надевает на себя полную форму клуба,
шлем, берет в руки клюшку и в таком виде
смотрит хоккей. Это ритуал. Не так давно
мы познакомили Андрея со Знарком - он
был просто счастлив.
- А то, что наши хоккеисты чаще
проигрывают, нежели выигрывают,
и все больше становятся похожи на
футболистов, вас не удручает?
- Ну, все-таки я не стал бы сравнивать.
Наши хоккеисты регулярно становятся
чемпионами мира, в то время как футбо-
листы не способны стать никем. Несколь-
ко лет назад я летел в Турцию со своим
сыном Сеней, вместе с нами летели на
тренировочные сборы три или четыре
молодежные футбольные команды. Всем
своим друзьям я тогда отправил эсэмэс:
«С нами в самолете - молодые футболи-
сты. Будущий позор России».
К сожалению, это именно так. И очень
надеюсь, что российский хоккей не дока-
тится до такого состояния никогда.
- Как мастер коротких формулиро-
вок, могли быдать рецептсчастья?
- Ну, что вы, конечно, нет. Я - мастер
малых форм. А счастье - категория необъ-
ятная.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
1...,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21 23
Powered by FlippingBook