Спорт-Экспресс - page 9

проездной по железной дороге. Он стоил
400 долларов на две недели, но очень бы-
стро оправдывался. В Германии же проезд
для нашего брата, да еще первым классом,
и вовсе был бесплатным. Простые болель-
щики с билетами на матч могли без денег
перемещаться на общественном тран-
спорте только по городу, в котором он
проходил. Если в России во время Кубка
конфедераций-2017 и ЧМ-2018 сделают
для них, как собираются, бесплатным про-
езд и по железной дороге, то это будет
привлекательное, хотя и дорогостоящее
для государства новшество.
Первым своего рода «железнодо-
рожным» чемпионатом стало первенство
1998 года во Франции, на котором число
сборных-участниц увеличилось с 24 до
32. Путешествиям по стране, впрочем,
способствовало не столько укрупнение
формата, сколько внесение в расписание
географического хаоса.
До ЧМ 1990 года включительно груп-
пы, как на чемпионатах Европы, бази-
ровались в двух городах. Спустя четыре
года в США в эту схему внесли немного
беспорядка - города принимали команды
из разных групп. Потребовались длинные
перелеты, но не было хаотичных переме-
щений через всю страну, какие начались
с 1998 года.
Их объясняли тем, что сборную хозяев
или, допустим, чемпионов мира из Брази-
лии хотят увидеть в разных местах. Посе-
му Франция на групповом этапе сыграла
в Марселе, Сен-Дени и Лионе, а Бразилия -
в Сен-Дени, Нанте и Марселе.
Публику выручали знаменитые пое-
зда TGV. Пусть сеть скоростных железных
дорог была скромнее, чем сейчас, рассто-
яние примерно в 700 километров от Пари-
жа до Марселя состав уже тогда преодо-
левал за три c небольшим часа. При этом
поезда шли битком, и как-то мне, не купив-
шему билет заранее, пришлось в Марсель
добираться самолетом по более высокой
цене.
Болельщики и журналисты колесили
на поездах и в Японии, и в Германии. Сбор-
ная России в 2002 году, помнится, тоже до-
биралась по «железке» на стартовый матч
в Кобе с Тунисом.
Но потом чемпионаты мира принима-
ли ЮАР и Бразилия, страны с огромными
территориями, в которых железнодорож-
ные пассажирские перевозки вообще не
развиты. Тем не менее ФИФА продолжала
отстаивать календарь с разъездами и не
вернулась к «кустовому» принципу прове-
дения групповых турниров. Потому далее
были уже «самолетные» чемпионаты.
Хрестоматийный пример: сборная Ан-
глии с Фабио Капелло во главе базирова-
лась в 2010 году в Рустенбурге, что в сотне
километров от Йоханнесбурга, сыграла
там первый матч, а потом летала в Кейпта-
ун и Порт-Элизабет, до которых соответст-
венно 1400 и 1000 километров.
Вместе с тем у футболистов чартеры,
и они не оплачивают перелеты из свое-
го кармана. Но каково носиться за своей
сборной болельщикам? С одной стороны,
разно-образные маршруты позволяют
больше увидеть, с другой - это дополни-
тельные организационные трудности
и существенные расходы. Кто от этого вы-
игрывает, так это авиакомпании, бьющие
рекорды по пассажиропотоку.
В Бразилии туристы концентрирова-
лись в Сан-Паулу с Рио-де-Жанейро и со-
вершали оттуда вылазки. Вероятно, нечто
подобное будет в 2018 году в Москве. Пе-
тербург с его достопримечательностями
привлекает иностранцев больше, но он
расположен не в центре. Ну а сам чемпио-
нат в России будет, очевидно, в транспорт-
ном плане смешанным, даже несмотря на
вероятный бесплатный проезд по желез-
ной дороге. До Екатеринбурга от Москвы
немногим более суток. А если добираться
туда от Сочи?
АЗИАТСКИЙШТУРМ
Чемпионат 2002 года внес ряд нов-
шеств. Во-первых, турнир впервые
проводился силами двух стран - Кореи
и Японии. Во-вторых, он прошел сразу
в 20 городах на 20 стадионах. В-третьих,
подавляющее большинство арен было
построено непосредственно к первенству.
В Корее все 10 стадионов сдали в экс-
плуатацию в 2001 году. В Японии были,
правда, и не совсем «свежие» объекты:
в Осаке строительство завершилось
в 1996 году, а в Йокогаме - год спустя.
В использовании чемпионата в каче-
стве повода для создания современной
инфраструктуры состояло принципиаль-
ное отличие от Франции-98, где новень-
кий «Стад де Франс» «съел» 420 милли-
онов евро, а на остальные девять арен,
которые лишь подверглись модерниза-
ции, пошло 180 миллионов.
Впрочем, Франция со своими ста-
рыми стадионами все-таки с завистью
посматривает не на далекую Японию,
а на соседнюю Германию, где к ЧМ-2006
в строительство и реконструкцию, в том
числе кардинальную, стадионов инвес-
тировали 1,5 миллиарда евро. Трибуны
современных комфортабельных спор-
тивных сооружений постоянно запол-
няются, чем, естественно, пользуются
клубы. И это в то время, как стадион
в Сен-Дени до сих пор не имеет клуба-ре-
зидента. Надежды на стадионную модер-
низацию теперь связывают с Euro-2016.
Что касается проведения чемпионата
мира силами двух стран, то ФИФА расце-
нила опыт как негативный. Блаттер впо-
следствии выступал категорически про-
тив совместных заявок. Не нравились они
и генеральному секретарю ФИФА Жеро-
му Вальке, поскольку чемпионат «на дво-
их» чреват созданием в каждой из двух
стран своего оргкомитета, а это двойные
административные расходы.
Тем не менее в ходе выборов страны
- хозяйки ЧМ-2018 в тандеме выступили
Испания с Португалией и Бельгия с Гол-
ландией.
На последнем этапе предвыборной
борьбы осенью 2010 года мне довелось
побывать в Бельгии и Голландии с де-
легацией журналистов из разных стран
мира. Нам объяснили: чтобы выбить
у критиков аргумент о дублировании
всего и вся, был в отличие от Euro-2000
создан единый оргкомитет со штаб-квар-
тирой в Эйндховене и одним президен-
том - Руудом Гуллитом. Граница между
двумя государствами весьма условна.
Минус в организационном плане только
один - необходимость выделить гаранти-
рованные путевки в финальный турнир
сразу двум сборным, но они достаточно
сильны, чтобы не вызывать своим при-
сутствием раздражение.
Впрочем, исход голосования вам из-
вестен.
- Все более важную роль играют ге-
ополитические соображения, - заявил
в те дни Ален Куртуа, представитель
правительства Бельгии в заявочном ко-
митете. Все просто: мы более не рынок.
Удивительно, но преимущества обора-
чиваются недостатками, и наоборот. Мы
располагаем всей необходимой инфра-
структурой, кроме стадионов, и вдруг
это малоинтересно в плане рынка. А Ан-
глия, которая делала акцент на том, что
у нее вообще все есть, еще хуже. Остает-
ся задаться вопросом: что же требуется
для проведения чемпионата мира?
НУ, ЗА РАЗВИТИЕ!
И здесь мы переходим к ЧМ-2010
в ЮАР, который стал первым из трех, отве-
чающих политике ФИФА «развитие через
футбол». Речь о том, что благодаря турни-
ру в странах с большими территориями
строятся не только стадионы, но и совер-
шенствуется инфраструктура в целом, как
то: аэропорты, автодороги, гостиницы,
спортивные базы, коммуникации - все то,
что у нас называют теперь «наследием».
Кроме того, не стоит забывать, что у ФИФА
есть компании-спонсоры, заинтересован-
ные в крупных рынках.
Хотя иногда решаются и сугубо ло-
кальные задачи. Так, в Йоханнесбурге по-
явились автобусные маршруты. Прежде
между черными районами и центром
сновали только небезопасные во всех
отношениях маршрутки, которые утром
отвозили людей на работу, а вечером до-
ставляли их домой.
Зато многие стадионы, которые Блат-
тер расхвалил как вершину архитектур-
ного мастерства, простаивают. Для клу-
бов при незначительной посещаемости
не нужны арены с дорогостоящей арен-
дой. Практика показала, что в Кейптауне
и в Дурбане большей популярностью
пользуются старые стадионы, но ФИФА
настояла на строительстве новых. В Кей-
птауне, в частности, ее не устраивало ме-
стонахождение в бедном районе арены,
которую можно было бы подновить, пото-
му что «миллионы телезрителей не хотят
видеть трущобы».
Развитие развитием, но не стоит забы-
вать, что ФИФА - коммерческая организа-
ция, заинтересованная в продаже билетов
на матчи ЧМ и извлечении прочей прибы-
ли. Поэтому, согласившись на сокращение
вместимости стадионов в Екатеринбурге
и Калининграде с 45 тысяч до 35, она не
пожелала проделать такую же процедуру
в отношении еще двух российских арен.
Что ж, будем строить. И, может быть,
заслужим в 2018 году 9,5 балла. Пустячок,
но у нас всегда были неравнодушны к по-
хвале, особенно из-за границы.
Рио-де-Жанейро был одним из главных
центров притяжения болельщиков
во время ЧМ-2014.
10
СПОРТ-ЭКСПРЕСС
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,...23
Powered by FlippingBook