Page 20 - SE 2014 OFL inlay 4 pages LR

This is a SEO version of SE 2014 OFL inlay 4 pages LR. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »

20 СПОРТ-ЭКСПРЕСС

ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ Т ак и тянет написать сакраментальную фра-зу: революция, о которой так долго говори-ли, свершилась!

А ведь на самом деле - говорили долго. Трид-цать с лишним лет. С далекого еще 1982 года. И все это время говорильня эта в основном была не более чем маниловщиной. Казалось, что реаль-ностью гонка «Формулы-1» на нашей земле не станет никогда. Первоначальный наивный энту-зиазм, с которым любители автогонок встреча-ли очередную новость о проектировании, а то и строительстве «автодрома мирового уровня для «Формулы-1»,
 сменился унылым скепсисом, имев-шим под собой, увы, вполне реальную подопле-ку. Слишком много их было, мертворожденных не проектов даже, а прожектов!

Наверное, сейчас, когда один из них все-таки стал реальностью, полезно будет вспомнить всю предысторию.

Если, как говорится, возвращаться совсем уж к истокам, то история «отношений» России и «Фор-мулы-1» длится уже полвека. Первое, скажем так, прощупывание почвы случилось аж в середине 60-х, когда в Московском автодорожном инсти-туте по просьбе ЦК ДОСААФ была спроектиро-вана трасса, местом строительства которой в ито-ге выбрали Тушино. Однако проект реализован не был по двум причинам: во-первых, очень до-рого, а во-вторых - автогонки вообще, и «Фор-мула-1» в особенности считались несомненным атрибутом буржуазного образа жизни, глубоко чуждого советскому человеку.

Вторая попытка все-таки связать страну и коро-левуавтогонок«гражданскимбраком»былапред-принята в начале 80-х. Попытка весьма и весьма серьезная и имевшая шанс увенчаться успехом. У руля Федерации автоспорта СССР стоял Леонид Афанасьев, имевший довольно тесные связи сЖа-ном-МариБалестром, тогдашнимпрезидентомFISA (Fédération internationaledeSport Automobile) - ор-ганизации, в чем-тодовольноактивнопротивосто-явшейдругомумеждународномуоргану, связанно-му с автомобилями, FIA (Fédération Internationale de l’Automobile) - занимавшейся (и занимающей-ся) не только организацией спортивных соревно-ваний. Афанасьев был вице-президентом FISA и довольно действенно проталкивал идею проведе-ния гонки чемпионатамира«Формулы-1» вСССР. Собственно, идея проведения «Королевских гонок» в России, как говорится, витала в воздухе. Этого хотел не только Афанасьев. Привлекатель-ность такой огромной страны вполне адекватно оценивал и тогдашний президент FOCA (Formula OneConstructorsAssociation), хозяинчемпионской на тотмомент конюшни«Брэбхэм»БерниЭкклсто-ун. Хитрый, умный и очень хваткий, Экклстоун уже тогда был фактическим хозяином «Больших при-зов», а продажа прав на телетрансляции приноси-ла FOCAсерьезнейшие прибыли. Заинтересован-ность Берни в организации этапа его «большого цирка» подогрела Олимпиада-80 в Москве. Тог-да стало понятно, что СССР по силам проведение любого масштабного мероприятия на самом вы-соком уровне. А уж про масштабы открывающе-гося рынка и говорить не приходилось.

Со свойственной ему энергичностью Экклстоун принялся осуществлять задуманное. Усилия были предпринятысерьезные - «Гран-приКремля»даже значился в предварительном календаре на 1983 год! Берни настолько загорелся этой идеей, что го-тов был предоставить любому советскому гонщи-ку, чью фамилию ему назовут, свой чемпионский Brabham BT49.

В 1981-м Экклстоун побывал в Москве с визи-том, объездил весь город в поисках возможного места для трассы и был совершенно покорен ви-домсЛенинских гор. Собственно, существовалда-же некий набросок трека, созданный итальянской фирмойGiorgio Rossi. Однако все эти усилия пош-ли, мягко говоря, коту под хвост: в 1982-м от сер-дечного приступа умер главный единомышленник и союзник Экклстоуна Афанасьев.

После этоговсезабуксовало, ипопыткинаивно-гоБернипробить лбомполитически-бюрократиче-скуюмашинуСССРобернулисьпрахом.Официаль-ноеписьмонаимяБрежнева, в которомЭкклстоун, какемуказалось, привелвесьмаубедительныеэко-номические аргументы в пользу проведения гонок «Формулы-1» вМоскве, к генсеку так и не попало. Не попало оно на глаза и другим власть имущим лицам, увязнув в бюрократическом болоте беско-нечных переадресаций. Ускользнула от внимания Экклстоуна и еще одна определяющая деталь тог-дашнейдействительности - автоспортомвСССРру-

ТРЕТИЙ «ГРАН-ПРИ

РОССИИ»

До сих пор пилоты «Формулы-1» проводили в России только показательные выступления.

Page 20 - SE 2014 OFL inlay 4 pages LR

This is a SEO version of SE 2014 OFL inlay 4 pages LR. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »