This is a SEO version of SE 2014 OFL inlay 4 pages LR. Click here to view full version
« Previous Page Table of Contents Next Page »СПОРТ-ЭКСПРЕСС 21
ководила не ФАС как таковая, а обвешанные погонами и званиями чины из ЦК ДОСААФ, которым капиталистическое развлечение бы-ло совершенно не нужно.
Короче, «Гран-приКремля»былпохоронен, еще, по сути, и не родившись.
ТАСС УПОЛНОМОЧЕН
ЗАЯВИТЬ М ожно было бы подумать, что идея «Фор-мулы-1» в СССР умерла на корню, од-нако даже в середине 80-х подобные пред-ложения от иностранных фирм поступали од-но за другим. Но все это было несерьезно. Лишь после Олимпиады-88 в Сеуле компа-ния из Лихтенштейна DornaManagement and Service Ltd., чьи специалисты помогали сбор-ной Советского Союза на корейских Играх, предложилаи даже началаосуществлять впол-не реальный проект.
В октябре вМоскве руководитель DornaАн-тонио Корде встретился с первым заместите-лем ЦК ДОСААФ. В начале января 1989 го-да Корде представил в ФАС СССР предложе-ние о сотрудничестве, а уже 23 марта ТАСС передало сообщение о подписании в Москве соглашения между Dorna Management and Service Ltd. и ФАС СССР «об изучении воз-можностей включения Советского Союза в со-ревнования чемпионата мира по автогонкам «Формулы-1». «В протоколе, - говорилось в сообщении ТАСС, - выделены пять этапов ре-ализации проекта: строительство трассы для автомобильных гонок и соответствующей ин-фраструктуры в Москве или ближнем Подмо-сковье; организация московских автогонок «Гран-при» как постоянного этапа чемпиона-та мира «Формулы-1»; подготовка советских гонщиков к участию в гонках «Формулы-1»; подготовка советской команды для участия в чемпионатемира«Формулы-1»; изучениевоз-можностей создания гоночных автомобилей «Формулы-1»посоветской технологии». Пер-воначально Dorna планировала строить трас-су в подмосковном Подольске, но потом про-ект перекочевал в Москву - все в то же Туши-но. Масштабы поражали: Dorna готова была вложить в строительство трассыипятизвездно-го отеля по соседству без малого 300 млн дол-ларов! Правда, в договоре существовал пункт, позволявший компании отбить вложения - за «Дорной» оставалось право полностью рас-поряжаться автодромом в дни «Гран-при», то есть весь доход шел в ее казну.
Осуществлению этого проекта помешала тотальная неразбериха, творившаяся тогда в стране. История оказалась настолько за-путанной, что найти концы и определить, кто же повинен в срыве идеи «Дорны», невозмож-но. Но факт остается фактом - господин Кор-де вынужден был отказаться от своих планов. Однакожесамамысльпривезти- такив стра-ну, и не важно, СССР это или уже Россия, гонки «Формулы-1», несмотря на все фиаско, воз-рождалась раз заразом, какфеникс из пепла. В 90-х автодром для королевы автоспорта собирались строить в Ярославле (знамени-тый проект трассы «Медведь»), Калинингра-де («Балтийская корона», инициатор - ком-пания IABC из Лихтейнштейна, спроектиро-вана была канадским институтом CS Energo) и Чехове (ЛогоВАЗ - полигон возле посел-ка Новый Быт). Все проекты зашли довольно далеко на подготовительных стадиях, а кое-где даже были начаты грунтовые работы, но все умерло из-за отсутствия нормальных ус-ловий для инвестиций.
Была попытка реанимировать идею Берни с «Гран-при Кремля» в тех же 90-х, когда к тог-дашнемупервомузамупремьераправительства МосквыКоробченко обратились итальянцыиз фирмыPress Link, обещавшие столице золотые горы и постоянное проведение на городской трассе (один из вариантов схемы для проекта - в том числе с Манежной площадью и Мохо-вой - видела собственными глазами, но были и другие) не только этапов «Формулы-1», но и гонок серии«Индикар». Ксчастью, достаточно быстро выяснилось, что предложение синьора АндреаФикорелли, президента Press Link, бы-ло чистой аферой. Пришедший в ярость от по-пытки махинаций за его спиной Экклстоун бы-стро положил всему конец. Тогда же им были произнесены более чем мудрые слова - о том, что он не заинтересован в проведении гонки
в России, пока в стране нет развитого нацио-нального автоспорта.
ОТ КРЫЛАТСКОГО
ДОНАГАТИНА Э тобыл1992год.Отавтоспортавстранеоста-лись, образно выражаясь, рожки да ножки. Илишь отдельные энтузиасты, такие как нынеш-ний советник президента РАФ Игорь Ермилин и компания его единомышленников из АСПАС, на свой страх и риск пытались организовывать и проводитьшоссейные кольцевыеавтогонкина Воробьевых горах. Именно благодаря этим лю-дям автоспорт в стране не умер окончательно. После того как мэром Москвы стал Юрий Лужков, проекты полезли, как грибы после до-ждя. В 1996-м мэр подписал распоряжение о строительстве трассы в Крылатском. Руководил тем проектом Борис Березовский, однако ни-чего путного снова не вышло, а выделенные на всеэтоделоденьгиушливнеизвестномнаправ-лении. В 97-м Лужков снова взялся за попытку построить-таки в столице автодром междуна-родного уровня. На этот раз к проекту прило-жил руку Шамиль Тарпищев, вроде бы зару-чившийся поддержкой Экклстоуна. Было даже подписано распоряжение о создании «Авто-номной некоммерческой организации - дирек-ции по реализации проекта строительства ав-тодрома трассы «Формула-1» и гольф-поля с инфраструктурой», которую возглавил Эраст Галумов. В ноябре предварительный проект строительства автодрома в районе Новопод-резково-Молжаниновобылодобренназаседа-нии Общественного градостроительного сове-та. По проекту общая стоимость строительства автодрома составляла 276 млн долларов, а в комплексе с гольф-клубом - 458 млн долларов. Первая очередь (трасса и трибуны для зрите-лей) должнабылабыть завершенав2001 году. Одновременно с этим в другой столице, Cеверной - в Санкт-Петербурге - также воз-никла идея создания автодрома. Причем про-ектов существовало аж два: один на Крестов-скомостровенаоснове«Невскогокольца», вто-рой - в Пулково, причем пулковский выглядел вполнеосуществимым. Для «Пулковского коль-ца»губернаторомгородаЯковлевымбылодаже подписанораспоряжение«Осозданиикольце-войавтомобильнойтрассы»,начатыработынад предпроектнойдокументацией, однако, как го-ворится в русской поговорке, - воз и ныне там. Молжаниновскийпроект тозатухал, товновь оживал вплоть до 2007 года, но так и остался неосуществленным. Главное препятствие - не-обходимостьдляосвобожденияземлиподстро-ительство переселения жителей шести из девя-ти располагающихся там деревенек. Да и ин-весторов у проекта так и не нашлось. Примернов тожевремя вМосквебылапред-принята попытка спроектировать и построить еще один автодром, в Нагатине. Вдохновите-лем этой «маниловщины» был не кто иной, как владелецкоманды«Формулы-1»Arrows и гла-ва TWR Group Том Уолкиншоу. Этот проект с активной поддержкой вице-премьера прави-тельства Москвы Орджоникидзе также зашел довольно далеко, к участию в нем привлекли (как и в случае с Молжаниново на поздних этапах, и с «Пулковским кольцом») такого гу-ру, как Герман Тилке - автора всех наиболее новых и современных трасс «Формулы-1». Тутвсебылонастолькосерьезно, чтовМоскву радиподписанияконтрактанапроведениеэта-па«Большихпризов»приезжалсамЭкклстоун, была созвана помпезная пресс-конференция. Однако ни конференции, ни подписания не со-стоялось. По одной простой причине: все дохо-
ды от проведения гонок Экклстоун намеревал-ся забрать себе, чтокатегорическинеустроило Лужкова, заявившего, что «нам он хочет оста-вить только звук моторов».
Собственно говоря, смерть трех, существо-вавших одновременно, проектов - Пулковско-го и двух московских - была неминуема. Все они претендовали на поддержку правитель-стваитемсамымперебегалидругдругудорогу.
ГРАНДИОЗНЫЕ ПЛАНЫТУЛЫ В начале нулевых родился и еще один проект - «Русское кольцо» в Туле, главным вдохно-вителемкоторогобылмэр городаСергейКоза-ков. Планы были грандиозные - построить са-мую современную трассу в мире и принимать там этапы всех российских кольцевых чемпио-натов. Также Казаков намеревался заключить договоры с автомобильной и мотоциклетной спортивными федерациями о проведении там международных соревнований.
Казаков ездил в Лондон, но встречи с Берни Экклстоуном не получилось. Тем не менее ин-весторы продолжали верить в проект и не со-бирались отказываться от этой идеи. Набумаге «Русское кольцо» выглядело впе-чатляюще - под стать знаменитым завираль-ным идеям господина Манилова. Неудиви-тельно, что этот проект, как и все остальные, благополучно канул в небытие.
Одним из главных инвесторов «Русского кольца» был ливанский бизнесмен Куйдер фон Хейдербрандт унд дер Лаза. Техниче-скую базу подготовила швейцарская фирма Studio D’Architettura e Design во главе с Фа-био Кривели. Консультантами должны были стать специалисты «Макларена», а пригляды-вать за всем - английский принц Майкл Кент-ский. Для координации и организации проек-та была создана компания “Русское кольцо”. А для помощи в переговорах сМаксомМосли был привлечен Саймон фон Экк из Британии. Построитьогромныйкомплексобщейплоща-дью около 2 млн квадратных метров - с двумя автодромами,бассейном,отелемипрочим-на-меревались на западном выезде из Тулы. Стои-мостьпроекта оцениваласьв200млндолларов.
Российское правительство вроде бы под-держало намерения тульских властей, однако дальше грандиозных планов дело не пошло. Потому что частный инвестор - он частный и есть. И интересы у него меняются.
Кроме уже перечисленных существовали и проекты помельче, многие из которых бы-ли осуществлены, но на международный уро-вень даже и не посягали. Это Тольятти, Смо-ленск, НижнийНовгород, Красноярск, Казань. Трасса «Мячково» под Москвой. Назвать это автодромами в полном смысле этого слова - сложно, тем не менее гонки национального уровня там проводятся.
Пожалуй, единственный досочинский про-ект, претендовавший на статус международ-ного, был доведен до ума в 2012 году, когда вВолоколамскомрайонеПодмосковьяоткрыл-сяMoscowraceway - автодром, получившийот международных федераций право на прове-дение авто- и мотогонок крупнейших серий, включая кузовнойчемпионатмира, ипризнан-ныйпригоднымдляпроведения тестов«Форму-лы-1». Спроектировал трассу все тот же Гер-ман Тилке, и сейчас она пользуется опреде-ленной популярностью: здесь проходят гонки WTCC, DTM, разных чемпионатов «Формулы Рено», соревнования по супербайку. Каквидите,«роман»Россиис«Формулой-1» получился продолжительным и ухабистым. Поэтому-тоочереднаяидея, сочинская,понача-лу не вызвала ничего, кроме скепсиса. Однако же тотфакт, что строительство этогоавтодрома былотесносвязаносолимпийскимипроектами, вызывалоопределенныйробкийоптимизм.Как оказалось, оптимизм этот оправдался. 12 октября 2014 года на «Сочи автодро-ме» состоится первый после столетнего пе-рерыва «Гран-при России». По счету же он будет… третий! Ведь автогонки с таким на-званием дважды прошли еще во времена Рос-сийской империи, в 1913-м и 1914-м годах в Санкт-Петербурге.
Так что мы с полным правом можем сказать - «Большие призы» возвращаются в Россию!
Ольга ЛИНДЕ
Moscow raceway - первая трасса мирового уровня в России.
This is a SEO version of SE 2014 OFL inlay 4 pages LR. Click here to view full version
« Previous Page Table of Contents Next Page »